Энциклопедия НЛП
Encyclopedia of Systemic NLP and NLP New Coding
By: Robert Dilts & Judith DeLozier
Роберт Дилтс и Джудит Делозье
Энциклопедия системного НЛП и Нового кода НЛП
Нейро-Лингвистическое Программирование (НЛП)
Нейро-Лингвистическое Программирование (НЛП) – это поведенческая модель, а также набор определенных навыков и техник, созданных Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в начале 1976 года. НЛП, определяемое как исследование структуры субъективного опыта, изучает модели («программы»), которые создаются взаимодействием мозга («нейроны»), языка («лингвистика») и тела. Именно это взаимодействие с точки зрения НЛП создает эффективное и неэффективное поведение и ответственно за процессы, обуславливающие как гениальность, так и патологию. Многие из навыков и техник НЛП были получены при помощи наблюдения за выдающимися людьми в различных областях деятельности, включающих психотерапию, бизнес, гипноз, юриспруденцию и образование.
НЛП – это наука о поведении, которая предоставляет:
- Эпистемологию – систему знаний и ценностей.
- Методологию – процессы и процедуры для применения знаний и ценностей.
- Технологию – инструменты, которые помогают в применении знаний и ценностей.
НЛП включает в себя набор принципов и специальных инструментов, которые уникально приспособлены для анализа и распознавания ключевых паттернов ценностей, стратегий поведения и их взаимодействие таким образом, чтобы их можно было применить для практических и проверяемых на опыте приложений. НЛП дает возможность взглянуть внутрь поведенческого контекста и увидеть силы, управляющие поведением, то есть систему мышления, которая позволяет людям действовать эффективно.
Название «Нейро-Лингвистическое Программирование» обозначает объединение трех различных научных областей. Составляющая НЛП «нейро» относится к нервной системе. Согласно НЛП, мышление, память, творчество, воображение и все другие познавательные процессы — это результат работы программ, выполняемых нервной системой человека. Человеческий опыт является комбинацией или синтезом информации, которую мы получаем, и процессов обработки этой информации, происходящих в нашей нервной системе. Основываясь на опыте, мы имеем дело с чувствами, которыми воспринимаем мир: зрением, ощущениями, слухом, обонянием и вкусом.
Другая составляющая НЛП — лингвистика. С точки зрения НЛП язык в некотором роде является продуктом нервной системы, но он также стимулирует и формирует саму эту деятельность. Действительно, наша речь является одним из основных способов, с помощью которого человек вызывает ответную деятельность нервной системы других людей. Таким образом, для изучения способов построения эффективной коммуникации и взаимодействия необходимо знать, как именно мы используем язык для обучения, побуждения к чему-либо, для выражения идей, построения целей и оценки результатов, относящихся к конкретным задачам или ситуациям.
Включение составляющей «программирование» в НЛП основано на следующей идее: процессы человеческого обучения, запоминания и творчества являются результатом действия программ (нейролингвистических программ), которые действуют эффективно или менее эффективно для достижения отдельных целей или результатов. То есть мы, люди, взаимодействуем с внешним миром через наше внутреннее программирование. Мы реагируем на проблемы и стремимся к новым достижениям в зависимости от типа программ или стратегий, которые мы усвоили, причем разных с точки зрения эффективности.
Существует частичное совпадение между НЛП и другими психологическими системами, т. к. НЛП пользуется достижениями нейрологии, лингвистики и когнитивных наук. Оно также использует принципы компьютерного программирования и теории систем. Соединение целого ряда различных типов научных теорий и моделей в одну структуру является одной из основных ценностей НЛП.
Большинство техник и инструментов НЛП было получено с помощью процесса «моделирования». Основополагающий подход НЛП состоит в моделировании эффективного поведения и процессов, управляющих этим поведением. Моделирование включает в себя выяснение того, как мозг («нейро» составляющая) анализирует речевые паттерны («лингвистическая» составляющая) и невербальную часть коммуникации. В результате изучения этого процесса создается пошаговая стратегия или модель поведения («программа»), которая может быть передана как навык другим людям или применена в других областях.
Возможно, наиболее важным аспектом НЛП является его нацеленность на практическое применение. Тренинговые программы, созданные на основе НЛП, делают особое ударение на интерактивные состояния обучения. Принципы и стратегии, построенные на собственном опыте, становятся понятнее и легко усваиваются. Кроме того, т. к. приемы НЛП получены на основе моделирования эффективных людей, их ценности и глубинные структуры часто интуитивно распознаются людьми либо с небольшим предварительным опытом в НЛП, либо без него.
Исторический обзор НЛП
НЛП было создано Джоном Гриндером (специалистом в лингвистике) и Ричардом Бендлером (специалистом в области математики и гештальт-терапии) в целях создания подробной модели человеческой успешности. Их первая работа «Структура магии, тома 1 и 2» (1975 и 1976) определила вербальные и поведенческие паттерны терапевтов Фритца Перлза (создателя гештальт-терапии) и Вирджинии Сатир (всемирно известного семейного психотерапевта). Следующая работа — «Модели гипнотических техник Милтона Эриксона, М. D., тома 1 и 2» (1975 и 1977) рассматривает вербальные и поведенческие паттерны Милтона Эриксона, основателя Американского Общества Клинического Гипноза, который является одним из самых признанных и клинически успешных психиатров нашего времени.
Целью Бэндлера и Гриндера было построение практической модели терапии и разработка конкретных практических рекомендаций на основе паттернов этих терапевтов. Основываясь на успехе данного типа моделирования, Гриндер и Бэндлер создали свои техники «Нейро-Лингвистического Программирования», само название которых символизирует взаимосвязь между мозгом, языком и психологией. С тех пор методология НЛП была с успехом применена в таких областях, как построение эффективных коммуникаций; решение задач, связанных с управлением в бизнесе; проведение продаж; организационное консультирование; создание искусственного интеллекта; образование.
Название «Нейро-Лингвистическое Программирование» включает в себя три наиболее важных составляющих, участвующих в создании человеческого опыта: нейрологию, лингвистику и психическое «программирование». Нейрологическая система отвечает за то, как мы перерабатываем информацию и управляем своими телами, язык определяет взаимодействие и общение с другими людьми, программирование определяет типы моделей восприятия мира, которые мы создаем и исходя из которых действуем. Таким образом, целью НЛП является описание основополагающего взаимодействия между мозгом и языком, и как это взаимодействие влияет на наше тело и поведение. В своем, наверное, самом первом (октябрь 1976) описании НЛП как области, Роберт Дилтс определяет его следующим образом: «Нейро-Лингвистическое Программирование (НЛП) было создано как средство исследования и анализа комплексного человеческого поведения. Это кибернетическое рассмотрение в противоположность причинным, линейным или статистическим методам, которое использует особенности языка и восприятия для поиска того, как «различия порождают различия» в процессе организации своего опыта. То есть рассматриваются:
- различные способы (каналы) восприятия информации (т.е. визуальный, кинестетический, внутренний диалог и т.д.);
- стратегии, которые люди используют для обработки получаемой информации;
- стратегии, которыми пользуются люди для получения доступа к собранной информации от различных систем восприятия;
- как эти различия и паттерны могут быть интегрированы для понимания, активизации и содействия процессам, с помощью которых люди изменяются, принимают решения и обучаются…
Являясь кибернетической моделью, структура НЛП обладает, во-первых, способностью до определенной степени предсказывать и находить альтернативы индивидуальному поведению, а во-вторых, возможностью описывать уже выявленные варианты поведения. Кроме того, НЛП можно назвать «открытой» структурой, т. е. его структура сама может изменяться или расширяться в соответствии с собственными находками».
Дилтс определяет следующие области исследования с использованием методов НЛП:
Восприятие и понимание времени.
(Прошедшее, будущее, настоящее – разница между тем, что случилось тремя минутами ранее, и тем, что случилось прошлым летом).
Обучение.
- Использование внутренних и внешних каналов восприятия и акцентирование внимания на стратегиях обучения.
- Синестезия восприятия при обучении, а именно:
- Понимание лингвистических процессов, относящихся к
восприятию синтаксиса и семантики,
внутренней реакции на неопределенность,
внутренней реакции на логические уровни,
внутренней реакции на отрицание,
внутренней реакции на метафору. - Память и стратегии запоминания.
- Творчество (воображение, мечтание, побуждающие стратегии и способности).
- Понимание лингвистических процессов, относящихся к
Измененные состояния сознания.
- Сновидения и мечтания.
- Наркотические состояния.
- Трансовые состояния.
Терапия.
- Взаимосвязь между языком и внутренними процессами и стратегиями выбора.
- Якорение ресурсов.
Основы модели НЛП и ее многочисленные применения в прикладных областях были детально описаны в серии таких книг, как «Из лягушек в принцы» (Бэндлер и Гриндер, 1979), «Нейро-Лингвистическое Программирование т.1» (Дилтс, Гриндер, Бэндлер, Делозье, 1980), «Рефрейминг» (Бэндлер и Гриндер, 1982), «Основы НЛП» (Дилтс, 1983), «Применение НЛП» (Дилтс, 1983), «Используйте свой мозг для изменения» (Бэндлер, 1985), «Черепахи до самого низу» (Делозье и Гриндер, 1987), «Сердце разума» (Андерсы, 1989), «Введение в Нейро-Лингвистическое Программирование» (О’Коннор и Сеймур, 1990), «Моделирование с помощью НЛП» (Дилтс, 1998).
Основу работы Бэндлера и Гриндера, осуществивших переворот в науке, составляют такие понятия, как метамодель, ведущая репрезентативная система, ключи доступа, предикаты репрезентативных систем, подстройка и ведение, якорение, рефрейминг, изменение личностной истории, визуально-кинестетическая диссоциация, управление состояниями.
Бэндлер и Гриндер разработали многие из своих ранних моделей и техник в содружестве с ведущей группой преданных коллег и студентов, включая Лесли Кэмерон-Бэндлер, Джудит Делозье, Роберта Дилтса, Дэвида Гордона, Фрэнка Пьюселика, Байрона Льюиса, Джима Эйтчера, Мэрибет Майерс-Андерсон и Стефана Джилигана. Эти люди внесли существенный вклад в развитие НЛП: метапрограммы, самопрограммирование (Кэмерон-Бэндлер, 1985, 1986), позиции восприятия и новый код НЛП (Делозье и Гриндер, 1987), познавательные стратегии и системы убеждений (Дилтс, 1983, 1990, 1991), субмодальности, метафоры (Гордон, 1978) и гипноз (Джилиган, 1991). Также огромный вклад в развитие НЛП внесли Стив и Коннирэ Андерсы, Тодд Эпштейн, Тим Халбом, Сьюзи Смит, Эд и Марианн Риз, Тэд Джеймс, Ватт Вудсмол и Сид Джекобсон.
Принципы НЛП
НЛП — это практическая школа мышления (эпистемология), которая обращается ко многим уровням жизнедеятельности, существующим в жизни людей. НЛП – это многомерный процесс, который включает развитие поведенческой компетентности и гибкости, стратегическое мышление и понимание мыслительных и познавательных процессов, управляющих поведением. НЛП дает инструменты и навыки для построения стратегии собственной успешности, а также устанавливает систему убеждений, дающих дополнительные силы, создает пресуппозиции о том, что такое существование людей, что такое коммуникация и процесс изменения. С другой стороны, НЛП – это самопознание, исследование идентичности и миссии. Оно также обеспечивает основу для понимания «духовной» части человеческого опыта, который обогащается за счет изучения нас самих как личностей, наших семей, организаций, а также глобальных систем. НЛП — это учение не только о способностях и успешности, но и о мудрости и видении.
В сущности, все НЛП основано на двух фундаментальных принципах:
Карта не территория. Являясь людьми, мы не можем познать реальность. Мы можем познать только наше восприятие реальности. Мы воспринимаем и реагируем на окружающий мир через наши сенсорные репрезентативные системы. Именно наши «нейролингвистические» карты реальности определяют наше поведение, и то, что дает этому поведению смысл, само по себе не является реальностью. В большинстве случаев не сама реальность ограничивает или разрешает нам что-либо сделать, а наша карта реальности.
«Жизнь» и «разум» являются системными процессами. Процессы, происходящие в самом человеке и при его взаимодействии с окружающей средой, являются системными. Наши тела, наши сообщества и наша вселенная составляют единое целое сложных систем и подсистем, которые постоянно взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга. Невозможно полностью изолировать какую-либо часть от всей остальной системы, которая основана на определенной «самоорганизации» и стремится к естественному оптимальному состоянию баланса или стабильности.
Все модели и техники НЛП основаны на комбинации этих двух принципов (смотри пресуппозиции НЛП). В системе убеждений НЛП считается, что люди не могут познать реальность. Мудрость, этичность и экология происходят не оттого, что у кого-то есть «правильная» или «истинная» карта мира, а скорее оттого, что целью является создание самой состоятельной, насколько это возможно, карты, которая отражает систематическую природу и экологию нас самих и мира, в котором мы живем. Наиболее эффективны те люди, у которых есть такая карта мира, позволяющая им постигать наибольшее число возможных выборов и перспектив. НЛП – это способ расширения выборов, которые у вас есть и которые вы воспринимаете как возможные в окружающем вас мире. Эффективность и мастерство приходят тогда, когда у вас есть много выборов. Мудрость приходит, когда есть многочисленные перспективы.
Техники Нейро-Лингвистического Программирования сосредоточены на распознавании, использовании и изменении паттернов мыслительных процессов, влияющих на поведение людей, как средства улучшения качества и эффективности их выполнения. Основным допущением НЛП является то, что человеческий мозг функционирует подобно компьютеру, в известном смысле выполняя «программы» или ментальные стратегии, составленные из упорядоченного ряда инструкций или внутренних образов. Некоторые программы или стратегии лучше, чем другие, работают для достижения определенных целей, то есть используемая стратегия в большей степени определяет, насколько поведение будет эффективным. НЛП определяет «язык программирования» мозга как пять чувств. Таким образом, любую внутреннюю деятельность (память, принятие решения, мотивацию, обучение, творчество и т.д.) можно свести к подробной упорядоченной последовательности или комбинации сенсорных представлений (визуальных, аудиальных, кинестетических, обонятельных или вкусовых). Следует заметить, что, как и в случае с компьютерной программой, именно структура программы так же, как и подробная информация о том, что обрабатывается, определяет его эффективность.
Способность осуществлять отдельные ментальные программы до определенной степени обуславливаются физиологическим состоянием человека. Несомненно, если у компьютера бракованная микросхема или происходит резкий бросок напряжения, его программы не смогут функционировать эффективно. То же самое относится к человеческому мозгу. Уровень возбуждения, восприимчивости, стресса и т. д. отдельного человека будет определять степень эффективности, с которой он сможет выполнять свои ментальные программы. Ритм сердцебиения, дыхания, положение тела, артериальное давление, напряжение мышц и гальваническая реакция кожи являются примерами физиологических показателей, которые влияют на изменение общего физиологического состояния и сопровождают это изменение.
Кроме общего физиологического состояния индивида, мыслительные процессы также сопровождаются едва различимыми физиологическими процессами, называемыми «ключами доступа». Ключи доступа служат якорями, запускающими особые нейрологические (ментальные) процессы, которые составляют индивидуальную стратегию. Некоторые ключи доступа генетически «зафиксированы», в то время как другие можно изучить и развить. Ключи доступа включают такие едва различимые движения, как движения глаз, рук, выражение лица, положение головы и небольшие изменения в позе и дыхании. Например, когда человек пытается представить (визуально сконструировать) что-либо мысленно, его глаза могут подняться вверх, зрачки могут слегка расшириться, а дыхание стать более поверхностным.
Закономерность и неизбежность последовательности физиологических маркеров, сопровождающих мыслительные процессы, создают два важных преимущества:
- Они позволяют наблюдать, распознавать и создавать карту характерной когнитивной последовательности даже в том случае, когда мыслительный процесс стал настолько привычным, что человек уже не осознает всю последовательность шагов.
- Они обеспечивают физический, объективный метод, чтобы помочь заякорить, точно настроить и рационализировать (или «отладить») отдельные мыслительные процессы.
Целью любого вида тренинга, направленной на интервенции или техники личностного редактирования, является доступ и влияние на нейрологические программы, поведенческие ключи доступа и физиологическое состояние личности, чтобы он или она могли более согласованно действовать наиболее эффективным способом.
Одним из преимуществ НЛП перед другими психологическими моделями является его способность обеспечивать точные средства для измерения и идентификации физиологического состояния и мыслительных стратегий, которые использует человек в произвольный момент времени, а также дает специальные средства для улучшения ментального и физиологического состояния человека.
Техники НЛП
Согласно НЛП, основной процесс изменений включает:
- выяснение того, что представляет собой состояние человека в настоящее время (симптомы);
- внесение подходящих ресурсов, для того чтобы привести человека к желаемому состоянию.
Симптомы + Ресурсы = Желаемый результат
- Подробным представлением результата.
- Сенсорно очевидной обратной связью.
- Гибкостью внутренней реакции и внешнего поведения.
Приведем список некоторых основных техник и методик НЛП:
-
Распознавание и подстройка под наиболее часто используемые слова и предикаты репрезентативных систем другого человека в целях создания раппорта и обеспечения взаимопонимания.
-
Подстройка с помощью «отзеркаливания» и совпадения по позе, жестам, выражению лица, положению головы, темпу и высоте голоса, для того чтобы поддерживать раппорт с собеседником.
-
Перевод высказываний из одной репрезентативной системы в другую для улучшения понимания между отдельными людьми или группами людей, если при общении между ними возникают проблемы.
-
Наблюдение и утилизация сенсорных ключей доступа, а также микродвижений для улучшения взаимопонимания и подстройки под типичные мыслительные стратегии другого человека с целью систематизации и понимания его опыта и сообщений, полученных от других людей.
-
Помощь в развитии новых возможностей и способностей восприятия у других людей с использованием сенсорных слов и систематического использования ключей доступа.
-
Помощь в улучшении сенсорной компетентности, для того чтобы более точно и быстро воспринимать и определять воздействие поведения одних людей на других.
-
Выявление и сортировка различных (неконгруэнтных) видов коммуникации у других людей с целью сокращения неправильного понимания и недоразумения.
-
Установка якорей и триггеров на позитивные опыты и ресурсы, наблюдаемых в контексте, и повторный запуск или коллапс этих якорей в тех ситуациях, когда у человека или группы нет необходимого доступа к ним. В результате такое поведение или реакция также могут служить ресурсом в других контекстах.
-
Выявление и разбивка неуспешной петли калибровки (якорей) с целью добавления гибкости и вариантов выбора в реакции и коммуникации.
-
Разрушение неконкретных словесных карт и создание вербальных описаний более высокого качества и, что более важно, поведенческих демонстраций, примеров, для того чтобы создать модель опыта и результатов данного человека, которую можно легко использовать и наблюдать сенсорно.
-
Рефрейминг контекста и содержания проблемного поведения и реагирования путем выявления позитивного намерения и вторичных выгод, лежащих в его основе. Целью этого является изменение восприятия в сторону положительного отношения к поведению, таким образом, поведение может восприниматься как более ресурсное. Такое изменение восприятия помогает людям:
-
отделить «себя» от «поведения» через усиление и признание данной части личности с целью объединения «себя» с позитивным намерением;
-
сохранить позитивное намерение проблемного поведения, даже если поведение, использовавшееся для достижения данного намерения, изменилось;
-
сохранить и укрепить вторичные выгоды проблемного поведения или реагирования, которые помогают сохранить экологию системы, а также поддержать «себя» путем изменения нежелательного поведения.
-
-
Создание и укрепление поведенческой гибкости участников системы с помощью ролевых игр (тренингов) и других форм поведенческого моделирования, для того чтобы помочь участникам системы более согласованно и методично добиваться желательного поведения и реакций от других членов группы.
-
Выявление и детализация высококачественных описаний и демонстраций групповых и индивидуальных результатов или желаемых состояний, которые будут хорошо сформированными, практичными и экологичными для той конкретной системы, к которой они относятся.