НЛП Блог

Речевые предикаты НЛП модели

Речевые предикаты

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Говорят, выражение создается мыслью, но точно так же можно было бы сказать: мысль создается выражением.
Карл Людвиг Берне

Речь — это богатейший источник информации о человеке. Правда, далеко не каждый замечает то, что так явно выражает о себе человек посредством языка. Речи как порождению психики человека присущи те же законы, что и самой психике, она так же структурна и закономерна. Поэтому, используя речь, мы можем опосредованно судить о том, какие предпочтения в восприятии мира, организации ценностной информации, построении внутренней реальности, способе мышления и т. д. имеет данный конкретный человек. «Скажи мне что-нибудь, и я скажу, кто ты».

Речевые предикаты

Большинство людей склонны уделять огромное внимание содержательной стороне речевой коммуникации, совершенно забывая или не догадываясь о ее технологической стороне (форме и организации), которая во многом богаче и достовернее первой. «Имеющий уши да услышит».
Человек, являясь существом социальным, стремится осмыслять и передавать информацию другим членам общества в языковой форме, поэтому сенсорные репрезентации «кодируются» в языковые репрезентации с помощью «специальных слов» — речевых предикатов1.

associatiОбращая внимание на используемые человеком речевые предикаты, вы способны получить информацию о том, как он репрезентирует свой опыт при передаче его другим людям на уровне языковой коммуникации.
Из всего набора ключей доступа выбор речевых предикатов — наиболее осознаваемый человеком процесс, так как иногда он может сознательно подбирать слова для описания своего опыта.

Речевые предикаты сенсорных репрезентативных систем (к ним относятся глаголы, прилагательные, причастия, деепричастия и наречия) - это слова, определяющие принадлежность выражаемой человеком информации к конкретной сенсорной репрезентативной системе.

Несенсорные речевые предикаты (полимодальные) - это слова, которые не отражают точно принадлежность информации к какой-либо конкретной сенсорной репрезентативной системе (часто, но не всегда, они отражают принадлежность информации к аудиально-дигитальной системе). Обращая внимание на используемые человеком речевые предикаты, вы способны получить информацию о том, как он репрезентирует свой опыт.

Спецификация речевых предикатов сенсорных репрезентативных систем:

Визуальные

ясно видеть

прозреть

в четких рамках

обозревать

вспыхнуть

светящийся

с блеском

ослеплять

облачный

мерцать

графический

Аудиальные

звучно

слышать

рассказывать

глухой

немой

скрипящий

свистеть

журчание

мелодичный

громкий

гулко 

Кинестетические

я чувствую

кислый

ухватить

подбивать

жаркий

одуряющий

броситься

ласкать

влажный

сердитый

с головой окунуться 

Внемодальные

понимать

воспринимать

отсутствующий

повторять

соглашаться

верить

считать

знать

сознавать

обдумывать

убедительно

Поэтому для быстрого установления раппорта (в том числе его вербальной составляющей) важно уметь определять «сенсорный язык» партнера, и самому легко и непринужденно говорить на разных «сенсорных языках». И если вам удалось подстроиться к вашему партнеру по репрезентативной системе, то вы легко сможете повести его за собой и передать ему вашу информацию через наиболее подходящий для этого канал восприятия. Вот некоторые примеры – как можно было бы «перевести» привычные нам выражения с одного сенсорного языка на другой.

Визуальные

увидеть главное

упустить из виду

яркая личность

посмотрим

тусклый

осматриваться

показать

просмотреть

красиво выглядит

Аудиальные

услышать основное

не услышать

громкое имя

обговорим

однозвучный

прислушиваться

рассказать

прослушать

хорошо звучит

Кинестетические

уловить суть

пропустить

твердый характер

прикинем

Вялый

заострить

дать почувствовать

прочувствовать

гладко выходит

Дигитальные

понять смысл

проигнорировать

известный человек

обдумаем

неинтересный

внимание

объяснить

осознать

все правильно

1. Армия. Дежурный по парку говорит дневальному:
— Какая машина вышла?
— Зеленая, — отвечает дневальный.
— Я знаю, что зеленая, номер какой, спрашиваю?
— А номер белый...

1. Кинестетик купил машину и решил поделиться радостью с визуалом:

— Она такая мощная, так плавно трогает, и такие кожаные сиденья...
— Стой, стой, а какого она цвета?
— ...Ну, видел когда-нибудь закат в горах?
— Да!
— Так вот, такой же, только серый!

1. – Сара, ты слышишь, как жасмин пахнет?

— Слышу, слышу, я не глухая!

РЕЧЕВЫЕ ПРЕДИКАТЫ И ПОЛИМОДАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

vospriyatie v psihologii.jpg.crop displayОбъединяя информацию нескольких предыдущих тем воедино, можно сказать, что каждый человек имеет предпочтение в способе восприятия и организации информации (тоесть ведущую сенсорную репрезентативную систему), что проявляется также и в его речи. Есть несколько направлений использования этих знаний для повышения эффективности вербальной коммуникации (как письменной, так и устной).
Ниже приводятся метафорические примеры, демонстрирующие специфику отражения сенсорных репрезентативных систем в речи.

1. Однажды прохладным безмолвным вечером, когда последний луч солнца уже исчез в дали горизонта, сидел Вий и скучал, медленно погружаясь в зеленую тоску: не на что взгляд бросить, не с кем словом обмолвиться и сходить вроде бы некуда. И тогда послал он своих слуг по округе разнюхать, нет ли чего у людей новенького, диковинного, чего он еще не видел, о чем он еще не слышал и что подняло бы его настроение. Обежали слуги окрестности и вернулись с горячей новостью: открылась, говорят они, поблизости от Диканьки НЛПерская контора, и эти НЛПеры каждому по глазам ведущую сенсорную репрезентативную систему определить могут.

Затрясся Вий мелкой дрожью от желания испытать это и дал себе слово, что обязательно увидит это чудо своими большими глазами. Не откладывая, он тут же, указав на дверь, громко приказал слугам отнести его к НЛПерам. Очутившись в их светлой и уютной комнате, Вий ясно изложил свое желание и приказал своим слугам холодным голосом: «Поднимите мне веки». На что НЛПеры дружно замахали руками и еле слышно, как будто им сдавили горло, прошипели: «Оставьте глаза закрытыми, мы вас и по предикатам откалибруем».

2a. Гуляя по берегу озера и глядя на плавающих лебедей, девушка говорит юноше:

— А тебе хотелось бы быть большим белым лебедем?
Ведь это так красиво!
— Да ты что?! Голым задом в холодную воду?!!!

2b. Из разговора пациента и психотерапевта:

Пациент:
— Доктор, вы знаете, я чувствую, что меня загнали в угол и земля уходит у меня из-под ног.
Доктор:
— Да, мне кажется, я четко представляю себе подобную перспективу, это действительно очень неприглядная картина.
Пациент:
— Нет, доктор, я чувствую, вы не совсем ухватили смысл моих слов. Просто, пройдя через все это, я не смог выйти сухим из воды, и теперь я постоянно ношу этот камень на сердце.
Доктор:
— Да что вы, все яснее ясного, как светлым днем. С людьми такое бывает, когда оглядываешься на свое прошлое и видишь все только в черном цвете.
И так далее, пока пациент не пойдет искать другого психотерапевта (если вообще пойдет) или пока психотерапевт не решит, что клиент усиленно сопротивляется (если не решит что-нибудь похуже).

3. Речевое сообщение всегда включено в поток связной речи, в которой человек, имеющий определенные мотивы, воплощает свою мысль. Речь имеет определенную синтагматическую структуру; ее формирование проходит ряд ступеней, начинающийся с исходного замысла, идущий через предикативно построенную внутреннюю речь, от семантической записи — к глубинно-синтаксической структуре высказывания и, наконец, через его поверхностно-синтаксическую структуру — к самому высказыванию. 

Одновременно с этим существует и другая сторона формирования и организации высказывания. Оно всегда использует определенную, исторически сложившуюся систему кодовых единиц языка, которая в свою очередь имеет сложную парадигматическую структуру.

  • Прочитайте приведенные примеры еще раз и отметьте все сенсорные
    предикаты.
  • Определите ведущую сенсорную систему в тексте.
  • Определите причину нарушения коммуникации в примерах № 2a и№2b.
  • Сравните тексты № 1 и № 3 и почувствуйте разницу.

 

Регистрация на тренинг

Регистрация на курс НЛП Практик. НЛП Тренинг - пройти обучение

Введите Ваше имя:
Ваш email:
Контактный телефон:

Об НЛП Клубе

Миссия нашего клуба: популяризация НЛП, как весьма простого и качественного инструмента для создания эффективного общения между людьми.

Статьи об НЛП