Говорят, выражение создается мыслью, но точно так же можно было бы сказать: мысль создается выражением.
Карл Людвиг Берне
Речь — это богатейший источник информации о человеке. Правда, далеко не каждый замечает то, что так явно выражает о себе человек посредством языка. Речи как порождению психики человека присущи те же законы, что и самой психике, она так же структурна и закономерна. Поэтому, используя речь, мы можем опосредованно судить о том, какие предпочтения в восприятии мира, организации ценностной информации, построении внутренней реальности, способе мышления и т. д. имеет данный конкретный человек. «Скажи мне что-нибудь, и я скажу, кто ты».
Речевые предикаты
Большинство людей склонны уделять огромное внимание содержательной стороне речевой коммуникации, совершенно забывая или не догадываясь о ее технологической стороне (форме и организации), которая во многом богаче и достовернее первой. «Имеющий уши да услышит».
Человек, являясь существом социальным, стремится осмыслять и передавать информацию другим членам общества в языковой форме, поэтому сенсорные репрезентации «кодируются» в языковые репрезентации с помощью «специальных слов» — речевых предикатов1.
Обращая внимание на используемые человеком речевые предикаты, вы способны получить информацию о том, как он репрезентирует свой опыт при передаче его другим людям на уровне языковой коммуникации.
Из всего набора ключей доступа выбор речевых предикатов — наиболее осознаваемый человеком процесс, так как иногда он может сознательно подбирать слова для описания своего опыта.
Речевые предикаты сенсорных репрезентативных систем (к ним относятся глаголы, прилагательные, причастия, деепричастия и наречия) - это слова, определяющие принадлежность выражаемой человеком информации к конкретной сенсорной репрезентативной системе.
Несенсорные речевые предикаты (полимодальные) - это слова, которые не отражают точно принадлежность информации к какой-либо конкретной сенсорной репрезентативной системе (часто, но не всегда, они отражают принадлежность информации к аудиально-дигитальной системе). Обращая внимание на используемые человеком речевые предикаты, вы способны получить информацию о том, как он репрезентирует свой опыт.
Спецификация речевых предикатов сенсорных репрезентативных систем:
Визуальные ясно видеть прозреть в четких рамках обозревать вспыхнуть светящийся с блеском ослеплять облачный мерцать графический |
Аудиальные звучно слышать рассказывать глухой немой скрипящий свистеть журчание мелодичный громкий гулко |
Кинестетические я чувствую кислый ухватить подбивать жаркий одуряющий броситься ласкать влажный сердитый с головой окунуться |
Внемодальные понимать воспринимать отсутствующий повторять соглашаться верить считать знать сознавать обдумывать убедительно |
Поэтому для быстрого установления раппорта (в том числе его вербальной составляющей) важно уметь определять «сенсорный язык» партнера, и самому легко и непринужденно говорить на разных «сенсорных языках». И если вам удалось подстроиться к вашему партнеру по репрезентативной системе, то вы легко сможете повести его за собой и передать ему вашу информацию через наиболее подходящий для этого канал восприятия. Вот некоторые примеры – как можно было бы «перевести» привычные нам выражения с одного сенсорного языка на другой.
Визуальные увидеть главное упустить из виду яркая личность посмотрим тусклый осматриваться показать просмотреть красиво выглядит |
Аудиальные услышать основное не услышать громкое имя обговорим однозвучный прислушиваться рассказать прослушать хорошо звучит |
Кинестетические уловить суть пропустить твердый характер прикинем Вялый заострить дать почувствовать прочувствовать гладко выходит |
Дигитальные понять смысл проигнорировать известный человек обдумаем неинтересный внимание объяснить осознать все правильно |
1. Армия. Дежурный по парку говорит дневальному:
— Какая машина вышла?
— Зеленая, — отвечает дневальный.
— Я знаю, что зеленая, номер какой, спрашиваю?
— А номер белый...
1. Кинестетик купил машину и решил поделиться радостью с визуалом:
— Она такая мощная, так плавно трогает, и такие кожаные сиденья...
— Стой, стой, а какого она цвета?
— ...Ну, видел когда-нибудь закат в горах?
— Да!
— Так вот, такой же, только серый!
1. – Сара, ты слышишь, как жасмин пахнет?
— Слышу, слышу, я не глухая!
РЕЧЕВЫЕ ПРЕДИКАТЫ И ПОЛИМОДАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Объединяя информацию нескольких предыдущих тем воедино, можно сказать, что каждый человек имеет предпочтение в способе восприятия и организации информации (тоесть ведущую сенсорную репрезентативную систему), что проявляется также и в его речи. Есть несколько направлений использования этих знаний для повышения эффективности вербальной коммуникации (как письменной, так и устной).
Ниже приводятся метафорические примеры, демонстрирующие специфику отражения сенсорных репрезентативных систем в речи.
1. Однажды прохладным безмолвным вечером, когда последний луч солнца уже исчез в дали горизонта, сидел Вий и скучал, медленно погружаясь в зеленую тоску: не на что взгляд бросить, не с кем словом обмолвиться и сходить вроде бы некуда. И тогда послал он своих слуг по округе разнюхать, нет ли чего у людей новенького, диковинного, чего он еще не видел, о чем он еще не слышал и что подняло бы его настроение. Обежали слуги окрестности и вернулись с горячей новостью: открылась, говорят они, поблизости от Диканьки НЛПерская контора, и эти НЛПеры каждому по глазам ведущую сенсорную репрезентативную систему определить могут.
Затрясся Вий мелкой дрожью от желания испытать это и дал себе слово, что обязательно увидит это чудо своими большими глазами. Не откладывая, он тут же, указав на дверь, громко приказал слугам отнести его к НЛПерам. Очутившись в их светлой и уютной комнате, Вий ясно изложил свое желание и приказал своим слугам холодным голосом: «Поднимите мне веки». На что НЛПеры дружно замахали руками и еле слышно, как будто им сдавили горло, прошипели: «Оставьте глаза закрытыми, мы вас и по предикатам откалибруем».
2a. Гуляя по берегу озера и глядя на плавающих лебедей, девушка говорит юноше:
— А тебе хотелось бы быть большим белым лебедем?
Ведь это так красиво!
— Да ты что?! Голым задом в холодную воду?!!!
2b. Из разговора пациента и психотерапевта:
Пациент:
— Доктор, вы знаете, я чувствую, что меня загнали в угол и земля уходит у меня из-под ног.
Доктор:
— Да, мне кажется, я четко представляю себе подобную перспективу, это действительно очень неприглядная картина.
Пациент:
— Нет, доктор, я чувствую, вы не совсем ухватили смысл моих слов. Просто, пройдя через все это, я не смог выйти сухим из воды, и теперь я постоянно ношу этот камень на сердце.
Доктор:
— Да что вы, все яснее ясного, как светлым днем. С людьми такое бывает, когда оглядываешься на свое прошлое и видишь все только в черном цвете.
И так далее, пока пациент не пойдет искать другого психотерапевта (если вообще пойдет) или пока психотерапевт не решит, что клиент усиленно сопротивляется (если не решит что-нибудь похуже).
3. Речевое сообщение всегда включено в поток связной речи, в которой человек, имеющий определенные мотивы, воплощает свою мысль. Речь имеет определенную синтагматическую структуру; ее формирование проходит ряд ступеней, начинающийся с исходного замысла, идущий через предикативно построенную внутреннюю речь, от семантической записи — к глубинно-синтаксической структуре высказывания и, наконец, через его поверхностно-синтаксическую структуру — к самому высказыванию.
Одновременно с этим существует и другая сторона формирования и организации высказывания. Оно всегда использует определенную, исторически сложившуюся систему кодовых единиц языка, которая в свою очередь имеет сложную парадигматическую структуру.
- Прочитайте приведенные примеры еще раз и отметьте все сенсорные
предикаты. - Определите ведущую сенсорную систему в тексте.
- Определите причину нарушения коммуникации в примерах № 2a и№2b.
- Сравните тексты № 1 и № 3 и почувствуйте разницу.